Архитектурные проекты помимо созидательной могут нести и иные функции — например, миротворческие. Об одном из таких проектов и пойдет речь ниже.
С 1953 года полоса земли длиной в 260 километров 38-й параллели Корейского полуострова стала Демилитаризованной зоной (ДМЗ) между Северной и Южной Кореей. ДМЗ — это больше, чем просто граница. Она охраняется с обеих сторон на 6 километров. Каждый военный защищает границу своей страны, находясь в постоянной готовности к потенциальному конфликту. Доступ к внутренней части зоны также заблокирован. Кроме наземных мин и патрулирующих территорию войск, интерьер ДМЗ содержит процветающую природную экосистему, которая стала объектом для исследований относительно того, что происходит с дикой природой в отсутствии человека.
Но мы поговорим не об экологии. Недавно с целью сгладить разногласия между сторонами было предложено создать объект, который можно было бы использовать совместно. В рамках этого проекта ДМЗ рассматривается не как зона потенциальных напряжения и конфликта, а наоборот — место для расслабления и отдыха.
Для этого объявили международный конкурс конкурсе, предлагающий его участникам разработать дизайн оригинального подземного банного комплекса. Будущий объект расположится неподалеку от промышленного региона Кэсон. Кэсон — это кооперативный экономический проект, на котором работают как жители Северной, так и Южной Кореи.
Победивший в конкурсе проект принадлежит студиям Studio M.R.D.O и Studio LAM, которые предложили организовать пространство банного комплекса таким образом, чтобы, чтобы посетители были одновременно и «зрителями» и «актерами». При этом всё создано для того, чтобы геополитические разногласия не стали яблоком раздора на его территории.
От самого входа в баню посетители из Северной и Южной Кореи будут двигаться по зданию в точности так же, как они это делают сегодня по Корейскому полуострову — раздельно. Посетители попадают в комплекс через два разных входа, расположенных на противоположных сторонах. После входа во время небольшой проверки, они могут мельком увидеть посетителя на другой стороне, но затем сразу же следуют в раздельные комнаты для переодевания, где облачаются в халаты своего цвета (либо черные либо белые).
После переодевания посетители проходят по спиралевидным пандусам, спускаясь все ниже и ниже к центру бани, представляющем собой куполообразное протстранство. При этом пути северян и южан никогда не пересекаются. Хотя в некоторых местах пандусы разделяет всего лишь тоненькая перегородка. Здесь визитёры видят друг друга на расстоянии вытянутой руки. Архитекторы намеренно практически сталкивают каждого посетителя с его мнимым «противником», сводя их достаточно близко, чтобы произошел полноценный контакт, прежде чем развести их друг от друга снова на роли актера и зрителя.
Уже внизу, после того как визитёры прошлись по такому медитативному коридору, они входят с каждой из сторон в горячие воды купальни. Те эмоции, которые были прочувствованы ими во время спуска, неизбежно растворяются в теплой воде, и напряженность в отношениях между Северной и Южной Кореей просто «уплывает».
Пространство бани позволяет начать новую историю взаимодействия, смывая в полном смысле этого слова память о напряжении, свойственном ДМЗ, которая осталась снаружи. Оно не пытается игнорировать или отрицать те негативные эмоции, которые посетители неизбежно приносят сюда с собой — оно методом физического расслабления снижает их градус. Это совершенно новый подход к разрешению конфликта между Северной и Южной Кореями.
В действительности люди не ненавидят друг друга: у многих остались семьи по ту сторону ДМЗ, и они больше думают о них, а не о ненависти к своему мнимому оппоненту. Многие испытывают чувство потери от разделения страны пополам. Другие же и вправду питают отвращение по отношению к стране-оппоненту.
Новый проект больше ориентирован на старшее поколение корейцев. Они более всего склонны чувствовать эмоциональное потрясение от случившегося раскола Кореи и последующих конфликтов. Именно эти люди провели своё детство в военное время, и им очень нужна реабилитация.
Отметим и еще один примечательный факт. Проект студий M.R.D.O и LAM ориентирован на исключительно на жителей Кореи. Поэтому неудача ждет тех, кто захочет посетить подземную корейскую баню, приехав с других концов света — они в нее просто не попадут. В отличие от музеев и памятников, проект создан для создания единства, даже если размещен он на территории разобщенности. И хотя ДМЗ является одним из самых посещаемых мест в мире, баня будет совершенно недоступна для туристов.
Это решение частично политизировано: вместо того, чтобы провернуть еще одну прибыльную туристическую кампанию, разработчики захотели хоть как-то смягчить тяжелые отношения между жителями Северной и Южной Кореи.